В столичном Национальном
художественном музее Украины продолжается выставка работ классика
немецкого экспрессионизма Отто Дикса.
В истории искусства
прошлого века Отто Дикс, родившийся в 1891 году, стоит особняком. В
отличие от большинства известных художников он никогда не рисовал на
продажу и не думал о том, понравятся ли его работы зрителям. Живописец
просто изображал мир и свое время такими, какими их видел — кровавыми,
алогичными и равнодушными к человеку. На Первую мировую войну ушел
добровольцем, воевал храбро, был награжден. А между боевыми действиями
рисовал, запечатлевая войну такой, как она есть: трупы, раненых, увечья
и страх. После демобилизации с той же одержимостью к правде он рисовал
послевоенный Берлин с его фронтовиками-инвалидами, проститутками,
нищими и нуворишами.
Фашисты, которые терпеть не могли подобное, как они говорили,
«дегенеративное искусство», лишили Дикса возможности работать. Но
возможность жить тихо оставили. В результате художник прожил 70 лет,
по-прежнему не высовываясь, но и не изменяя самому себе.
В советское время без работ Дикса не обходилась почти ни одна книга
по истории искусства — ими удобно было иллюстрировать тезис о
«человеконенавистнической природе капиталистических войн». Но он
рисовал войну и ее последствия, что называется, вообще, независимо от
стран-участников и целей. И остался до сих пор художником уникальным.
Почти сто лет прошло со времени Первой мировой, но живописных работ,
равных кисти Дикса, не появилось ни после Второй мировой, ни после войн
в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке и так далее — полный
список, к сожалению, будет очень долгим.