Наблюдая ныне засилие в отечественном информационном пространстве так называемой массовой культуры, китча, всяких низкопробных «шоу», киношных
кровожадных боевиков, которые заполонили все телеканалы, неизбежно
приходишь к выводу, что все это не случайно. На фоне экономического,
духовного и культурного упадка кое-кто слишком торопится, чтобы
уничтожить национальную самобытность нашего народа — то, чем мы, как и
каждый народ, в конце концов, интересны миру. Правда, все это подается
в красивой обертке: дескать, мы должны освобождаться от заскорузлой
патриархальщины, носителями которой являются дедушки и бабушки из
прошлого века, и идти в ногу с цивилизованными Европой и Америкой, идти
с новой моралью, новыми ценностями. На самом деле всех нас ежедневно
зомбируют и «подгоняют» под так называемые общечеловеческие стандарты, где нашей самобытности места нет.
Поэтому, чтобы сберечь свое настоящее лицо, должны
заботиться прежде всего о сохранности сформированной столетиями
самобытности и всего, что ее наполняет. Изделия народных художественных
промыслов — чуть ли не самая лучшая визитная карточка нашей
самобытности. При надлежащем их выпуске и популяризации они могли бы не
только разнообразно представлять нашу страну в мире, но и приносить
государственной казне солидное пополнение валюты. А где эти промыслы,
как они развиваются и есть ли у них перспектива? Проблем здесь более
чем достаточно. Ведь даже в традиционных центрах развития народных
ремесел, таких, скажем, как Опошня, практически утрачена
производственная база. Ушли в небытие не только заводы «Керамик», «Художественный керамик», но и художественно-производственное объединение «Полтавчанка».
Давний казацкий городок Опошня, что на
Полтавщине, известет миру как столица гончарства. И с давних пор здесь
жил ремесленный люд, занимавшийся не только гончарством. Очень
популярными были здесь вышивка, ткачество и ковроделие. Поэтому не
случайно в Опошне возникли артели гончаров и вышивальщиц, которые со
временем превратились в довольно солидные предприятия. Свыше сорока лет
талантливый художник, заслуженный мастер народного творчества Украины
Григорий Петрович Гринь (на снимке) проработал сначала в артеле, потом
на фабрике, а со временем в художественно-производственном объединении «Полтавчанка».
— Наша
фабрика была одной из самых лучших в Украине. На производстве тогда
работало более тысячи человек, среди них шестьсот вышивальщиц. Сегодня
же можно увидеть лишь двухэтажную руину без окон и дверей... Вспоминаю
далекий 1943 год, когда отдельные мастера, вышивальщицы, ткачи,
ковроделы несли на производство, что могли: ткацкий или ковродельческий
станок, утюг, нить, иглу, чтобы артель работала. А что теперь мы видим?
Простят ли нам все это потомки? — говорит мастер.
Наверное, у каждой наций есть свои Периклы и
геростраты. Одни строят, создают красоту своими руками не для
собственной пользы, другие — разрушают ту красоту, а с ней и целый мир.
Ради собственной выгоды. Не знаю, как иначе можно назвать руководство «Укрхудожпрома», которое было способно дважды продать здание художественно-производственного объединения «Полтавчанка» тогда, когда оно начало уже разрушаться.
Мне часто приходится общаться с опошнянскими
мастерами, среди них есть те, кто удостоен высочайших званий и наград.
Это на удивление простые, искренние, добрые, скромные люди — настоящие
таланты, самородки. К ним относится и Григорий Петрович Гринь. Родился
и вырос он на Полтавщине в небольшом селе Бухаловка Опошнянского (ныне
Зеньковского) района. На производство пошел сразу после окончания
Решетиловского училища. Работал ковроделом, потом освоил ткачество и
вышивку. Сначала не просто все давалось, но помогли наставницы.
— Помню, была мастерица Бордун Вера Алексеевна.
Именно она и обучила меня вышивке. По ее совету я не начал вышивать по
чужим эскизам, пока не изучил разнообразные народные техники и
орнаменты. Только Бог знает, сколько образцов я перебрал и где их
находил, — рассказывает Григорий Петрович. — Спасибо пожилым женщинам,
которые сберегли свое богатство — старые рушники, рубашки, салфетки в
сундуках. И лишь когда скопил большую коллекцию, появились первые
собственные эскизы.
Ныне работы мастера хранятся в Национальном музее
Тараса Шевченко, Музее народной архитектуры и быта Украины, Каневском
музее украинского народного искусства и других. Григорий Гринь в свое
время был награжден Почетной грамотой Президиума Верховной Рады СССР,
он — участник многих выставок народного хозяйства СССР, за что удостоен
бронзовой медали, и ВДНХ Украины, а также трех международных,
нескольких всеукраинских и республиканских выставок. На мой вопрос о
том, вышивает ли он ныне, создает ли новые эскизы, Григорий Петрович
ответил: «Имея
большой творческий опыт, стараюсь продолжать и восстанавливать
традиции, популяризировать украинскую народную вышивку. Создаю рисунки
для мужских и детских рубашек «чумачек» и «украинок», женских и детских блуз, орнаментальных и сюжетных «обрядовых» рушников, скатертей и салфеток. Создал около пятисот работ». Художник
мечтает издать альбом-каталог, который может стать учебным пособием для
всех, кто желает приобщиться к давнему искусству вышивки.
Просматривая фотокопии его работ, я поняла, что держу
в руках бесценное сокровище. И альбом-каталог в самом деле очень нужен.
И не столько для самоутверждения мастера, как для того, чтобы традиции
вышивки продолжали существовать, чтобы кто-то юный и красивый душой
открыл первую страницу того каталога и сказал: «Я хочу это повторить, создать свой эскиз, свою вышивку, я хочу быть мастером!» На мой вопрос, кто ему помогает или поддерживает, мастер ответил: «Прежде
всего моя семья. Вместе с женой Тамарой Кирилловной мы воспитали дочку
и сына. Дети и внуки — наша гордость. Помогает и поддерживает директор
Института керамологии отделения Института НАН Украины доктор
исторических наук Олесь Пошивайло. Часто общаюсь с другими мастерами,
искусствоведами».
Мастер большую часть своей жизни отдал
любимому делу. Его судьба, как и многих опошнян, неразрывно связана с
производственно-художественным объединением «Полтавчанка». Я спросила художника, возможно ли в Украине возрождение народных художественных промыслов. На что Григорий Петрович ответил: «Хочется
надеяться на здравый смысл руководителей государства, которые не просто
время от времени будут одевать вышитые сорочки, а вскоре все же откроют
небольшие государственные предприятия, и мы сможем возродить великую
славу народных художественных промыслов Украины».
|