Пятница, 03.05.2024, 14:10

Приветствую Вас Прохожий | RSS

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории каталога
Информационные статьи [60]
Авторские статьи и статьи полученные с различных источников о возрождении в Украине народных промыслов и возрождение "Украинского села"
Мастера ПОЛЕСЬЯ [0]
Возможно здесь, наши полесские мастера захотят поделится своими секретами и новаторскими методами

Мини-чат
200

Главная » Статьи » Информационные статьи

Стране мастеров нужны мастерские
Народные промыслы в Украине переживают не лучшие времена. Ситуацию может изменить союз частного бизнеса с толковым государственным менеджментом

Когда в стране почти не осталось специализированных магазинов, лучший способ продажи изделий народных промыслов — универсальная автолавка

Изделия отечественных народных промыслов давно стали у нас чем-то вроде визитной карточки, которую вручают иностранцам на память об Украине. А традиционная вышиванка — самым распространенным и простым для государственных мужей способом продемонстрировать окружающим свой патриотизм. Ткачество, вышивка, гончарство, лозоплетение, резьба по дереву — список народных промыслов, развитых во всех регионах страны, можно составлять долго. Немало у нас и уникальных ремесел. Так, к примеру, изготовлением лижныков (одеял из вытканной на специальных станках шерсти) по-настоящему занимаются только в Косовском районе Ивано-Франковской области. Ложки делают по всей Украине, но славятся этим промыслом прежде всего райцентры Иршава и Перечин Закарпатской области.

Несмотря на богатые культурные и исторические традиции украинского народного искусства, говорить об отечественных народных промыслах как эффективном бизнесе не приходится. В то же время в таких странах, как Китай, Япония, Вьетнам, Южная Африка и Малайзия, народный промысел считается одним из самых высокоприбыльных секторов экономики. И это характерно не только для так называемых экзотических краев. Изделия народных умельцев составляют солидную часть доходов страны в Испании и Португалии.

А мы этот ресурс пока используем недостаточно. Представьте себе, что страна, интеллектуальные и материальные ресурсы которой позволяют открыть на основе собственных ноу-хау множество высокодоходных производственных предприятий, вместо этого довольствуется тем, что гордо демонстрирует по всему миру несколько сотен изготовленных в лабораториях образцов. Нелепо, правда? Но именно в такой ситуации находятся у нас сегодня народные промыслы. И это при том, что в Украине для их развития пока еще есть все условия — богатые народные традиции, влюбленные в свое дело мастера, серьезная, создававшаяся многие десятилетия научная база. Нет только толкового менеджмента.

Мастера-массовики

Типичный современный городской мастер народного промысла — это человек с высшим образованием, работающий по графику, который никак не связан с его главнымделом. Творит он в свободное от работы время. Потратить две трети своей месячной зарплаты на материалы для создания очередного изделия — обычное для него дело. Традиции народного творчества своего края и секреты ремесла передает другим, не выходя за рамки своей семьи: от матери к дочери, от отца к сыну.

Типичный городской мастер народного промысла — это человек с высшим образованием, работающий по графику, который никак не связан с его главным делом

Государство мало чем помогает этим мастерам народных промыслов и хранителям народных традиций. Хотя при встрече важных иностранных гостей наши высокопоставленные чиновники первым делом вспоминают именно о них и их работах. Почти каждый известный украинский народный мастер может вспомнить, как он по звонку «сверху» в срочном порядке делал, например, несколько рушников, вышиванок или плетеных изделий всего за один-два дня.

Отечественных народных мастеров условно можно разделить на две группы: одни относятся к занятиям народными промыслами как чистому творчеству, а другие нацелены на продажу своих изделий на ярмарках и в творческих лавках. Первые изготовляют свои работы прежде всего для презентации украинского народного творчества на международных фольклорных выставках и путешествуют по миру со своими коллекциями, некоторые экспонаты которых имеют десятилетнюю историю. Каждое новое изделие для них уникально. «Мы живем по-настоящему только в периоды творческого вдохновения. И нет ничего грустнее, чем необходимость продать хотя бы одно свое созданное в это время детище», — говорит народный мастер полесской вышивки Тамара Тимощук. Одна из ее коллег буквально со слезами на глазах рассказала корреспонденту «Эксперта» историю о том, как ей однажды пришлось продать сорок вышиванок гражданке Канады, которая у себя дома ведет успешный бизнес по продаже работ народных умельцев представителям местной украинской диаспоры.

Но большинство отечественных народных мастеров, конечно, не прочь зарабатывать на своих изделиях — делать их на продажу или выступать в роли дизайнеров (скажем, при использовании в массовом производстве одежды элементов региональной вышивки). Тем более что с каждым годом украинцы проявляют все больший интерес к этническим мотивам.

Вместе с тем у обеих категорий народных умельцев жалобы одинаковые — дороговизна сырья и его дефицит, отсутствие организованной помощи со стороны государства.

Волонтеры против китча

Полуразвалившийся дом в центре города. Вход со двора. Обшарпанные темно-вишневые двери ведут в коридор, освещенный светом одинокой тусклой лампочки. Ремонт в помещении не делался еще со времен распада Советского Союза, ни о какой оргтехнике речь вообще не идет — так выглядит один из областных центров народного творчества.

[Image]

Всего таких центров в стране двадцать два. Открывались они по инициативе местных мастеров, согласованной с Национальной академией наук Украины, и находятся в ведении Национальногосоюза мастеров народного искусства Украины, объединяющего более полутора тысяч человек. Их цель — поддержка народных мастеров, фольклорных коллективов и распространение истории украинской культуры среди школьников. Однако с этой задачей центры почти не справляются. «О какой реальной поддержке может идти речь, если мы сами на грани развала? Все делается на чисто волонтерской основе», — с горечью рассказывает директор одного из областных центров. Все, что он и его помощники могут сделать, это разыскивать в своем регионе народных мастеров и проводить для них семинары, которые стали в последнее время насущной необходимостью. Дело в том, что переехавшие в другую область или проживающие в приграничных районах Украины народные мастера нередко смешивают в своих изделиях этнические элементы разных регионов и даже национальные элементы соседних стран. А так, по словам специалистов, делать не годится. «С размыванием этнических региональных элементов народный промысел начинает терять свою подлинную ценность», — объясняет заместитель директора Учебно-методического центра культуры Волыни Петр Клекоцюк.

Многие народные мастера грешат тем, что, работая на массовый спрос, упрощают свои изделия и не придерживаются при этом установленных веками правил и традиций их изготовления. Иным словами, превращают народное творчество в китч. Между тем профессионалы легко отличают китчевые поделки от настоящих ремесленных изделий. К примеру, о качестве вышивки «занизыванием» судят по изнанке, где должны быть абсолютно ровные швы без единого узелка. Такие знаки качества имеются в каждом из народных промыслов. По словам Петра Клекоцюка, пока китч менее всего проявляется в ткачестве, вышивке, в изделиях из лозы и соломки.

Творчество есть, бизнеса нет

До распада Советского Союза народным умельцам жилось проще. Народные промыслы опекали Министерство местной промышленности, Министерство лесного хозяйства, Художественный фонд Украины и предприятие «Укрхудожпром». Была организована эффективная система сбыта, благодаря которой мастера могли заключать договоры на массовое изготовление изделий для широкой продажи. В результате в 80-х годах прошлого века народные промыслы приносили государственному бюджету ежегодно 20–25 млн советских рублей чистой прибыли. «Укримпэкс» экспортировал изделия отечественных предприятий за границу. По словам самих мастеров, рентабельность этого бизнеса в те времена доходила до 80%. Как и сейчас, изделия народных мастеров особой популярностью пользовались среди украинской диаспоры в Западной Европе, США и Канаде.

За поиски каналов продаж отвечало объединение «Укрхудожпром», которое также предоставляло место работы многим народным мастерам. Это предприятие, созданное в 50-х годах прошлого столетия, должно было заниматься массовым распространением изделий народного промысла. Под его эгидой проводились выставки на территории СССР и за границей. В начале 90-х годов Верховная Рада возложила на «Укрхудожпром» также функции контроля над предприятиями, работающими в местах процветания народных промыслов (Опишня, Косово, Бубновка, Богуслав, Петриковка). В то время под управлением этой структуры работало 25 фабрик художественных изделий. Сегодня «Укрхудожпром» близок к полному краху. Фонд госимущества уже трижды (в 2001-м, 2004-м и в конце прошлого года) безуспешно пытался продать свой пакет акций (45,83%) в этой компании. Более того, со времен распада СССР с культурной карты страны исчезли целые очаги народного искусства Украины — Бережаны, Богуслав, Бубновка, Гавареччина, Глиняны, Дубинцы, Дигтяри, Смотрич, Обуховичи, Прокурава и т.д. К примеру, только Богуславская фабрика художественного ткачества работала в то время на импортном оборудовании стоимостью более 100 тыс. немецких марок.

Несмотря на богатые культурные и исторические традиции украинского народного искусства, говорить об отечественных народных промыслах как эффективном бизнесе пока не приходится

Даже в столице Украины, пожалуй, единственным местом, где широко представлены изделия народных мастеров, остается магазин «Украинский сувенир» на улице Пушкинской. Иногда можно найти изделия отечественных мастеров на Андреевском спуске. Но в основном перекупщики предпочитают работать с массовым товаром, а потому качество большинства изделий, представленных здесь, оставляет желать лучшего.

В этих условиях самый хороший способ для народных мастеров показать свои работы широкому кругу людей — это ярмарки, фестивали и выставки. Однако для организации выставки на них нужны десятки тысяч гривен. «Мы пытались организовать выставку народных промыслов в Киеве, для чего требовалось сто пятьдесят тысяч гривен. Государство пообещало помочь, но через несколько месяцев нам дали лишь десять тысяч гривен», — пожаловался «Эксперту» представитель одного из центров народного творчества.

На международной арене украинские мастера демонстрируют свои работы на Дунайском фольклорном фестивале, Международной ярмарке народного искусства в Санта-Фе в США, Международной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, Международном фестивале мастеров народного искусства и традиционной культуры в Корее, ежегодных выставках искусства в Японии. Но для участия в таких выставках нужны серьезные спонсоры. Неудивительно, что для большинства украинских мастеров участие в таких фестивалях — настоящая роскошь. Вообще спонсорство в сфере народного искусства пока не развито. «В единичные проекты инвестируют свои деньги только самые бедные по меркам нашей страны бизнесмены», — говорит глава Национального союза мастеров народного искусства Украины Евгений Шевченко.

Кредит — двигатель культуры

В отличие от времен СССР отечественная государственная власть пока помогает своим народным умельцам в основном на уровне указов и постановлений. В Министерстве культуры и туризма так и не создали отдельное подразделение народных ремесел. Правда, новый министр Василий Вовкун — народный артист Украины, один из самых горячих поклонников и серьезных собирателей народного искусства в стране — обещает в скором будущем исправить эту несправедливость. В июне 2006 года президент Украины Виктор Ющенко издал Указ «О мероприятиях по возрождению традиционного народного искусства и народных художественных промыслов в Украине», в котором поручил Кабмину и областным администрациям возродить национальные художественные ячейки и центры народных художественных промыслов в Богуславе, Косово, селениях Опишня, Петриковка, Решетиловка, селах Глиняны, Дигтяри, Клембовка, Яворов. В указе также предусмотрены создание творческих мастерских и открытие в государственных и коммунальных зданиях лавок, продающих украинские сувениры и изделия народных мастеров. За подготовку мастеров народного ремесла и развитие сети соответствующих профессионально-технических и высших учебных заведений должно отвечать Министерство культуры и туризма.

[Image]

Но пока все эти мероприятия остаются в основном на бумаге. Сразу после выхода указа правительство пообещало выделить на их проведение 190 млн гривен. Сегодня эта сумма сократилась почти наполовину — до 86 млн гривен, из которых только 10 млн гривен пойдут из государственной казны. Остальные 76 млн должны выделить местныебюджеты, что не вызывает у народных мастеров энтузиазма — получить деньги на культурные цели у местных администраций еще труднее, чем у центра. Более того, президентский указ не помешал районным головам закрыть существующие сувенирные лавки.

В конце декабря 2007 года мэр Киева Леонид Черновецкий утвердил несколько мероприятий на 2008–2010 годы, направленных на возрождение и развитие народных промыслов в столице. Распоряжение предусматривает учреждение ежегодной Всеукраинской ярмарки народного искусства и художественных промыслов, помощь в организации участия отечественных художников в международных форумах. Кроме того, власти намерены создать творческо-производственный комплекс «Улица мастеров» в урочище Гончары.

Мэр также пообещал столичным народным умельцам посодействовать в открытии мастерских в новостройках и реконструированных домах при их долевом участии. И это самое главное, поскольку, по мнению самих мастеров, развитие народного искусства как промысла возможно прежде всего через создание частных мастерских. Именно этого они в первую очередь добиваются. А чтобы сделать этот процесс более массовым и эффективным, народные мастера просят ввести для них особые условия кредитования (длительный срок до 30 лет под минимальные проценты). Пока для них ни льгот, ни субсидий государство не предусматривает. Но через несколько лет, если оно действительно собирается поддержать отечественные народные промыслы, придется пойти на преференции. Иначе народное искусство, в котором «украинства» больше, чем во всех школьных учебниках вместе взятых, так и останется делом энтузиастов-одиночек.



Источник: http://expert.ua/
Категория: Информационные статьи | Добавил: admin_dom (23.03.2008) | Автор: Golovko Vladimir Alekseevich
Просмотров: 3612 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 3
3 MarselSergey K  
0
Если это не секрет, где вы живете? Уж очень вы на белоруса похожи :)

2 Albert  
0
Долго писал, а затем подумал, а нафига надрываться? В общем, нужно писать более полезные посты. К примеру, прошлый - на уровне. Этот - уже совсем не так. Держите планку!

1 Roman  
0
А может быть вы напишете про кризис? Что будет потом, что делать... А то меня уволили с работы, не знаю что делать дальше. =(

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья портала
Рунный посох: официальный сайт фестиваля славянских искусств
Rambler's Top100

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright velgo © 2024