Понедельник, 19.11.2018, 04:53

Приветствую Вас Прохожий | RSS

ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Мини-чат
200

Главная » 2008 » Апрель » 1 » Сможем ли возродить народные художественные промыслы?
Сможем ли возродить народные художественные промыслы?
23:13

Наблюдая ныне засилие в отечественном информационном пространстве так называемой массовой культуры, китча, всяких низкопробных «шоу», киношных кровожадных боевиков, которые заполонили все телеканалы, неизбежно приходишь к выводу, что все это не случайно. На фоне экономического, духовного и культурного упадка кое-кто слишком торопится, чтобы уничтожить национальную самобытность нашего народа — то, чем мы, как и каждый народ, в конце концов, интересны миру. Правда, все это подается в красивой обертке: дескать, мы должны освобождаться от заскорузлой патриархальщины, носителями которой являются дедушки и бабушки из прошлого века, и идти в ногу с цивилизованными Европой и Америкой, идти с новой моралью, новыми ценностями. На самом деле всех нас ежедневно зомбируют и «подгоняют» под так называемые общечеловеческие стандарты, где нашей самобытности места нет.

Поэтому, чтобы сберечь свое настоящее лицо, должны заботиться прежде всего о сохранности сформированной столетиями самобытности и всего, что ее наполняет. Изделия народных художественных промыслов — чуть ли не самая лучшая визитная карточка нашей самобытности. При надлежащем их выпуске и популяризации они могли бы не только разнообразно представлять нашу страну в мире, но и приносить государственной казне солидное пополнение валюты. А где эти промыслы, как они развиваются и есть ли у них перспектива? Проблем здесь более чем достаточно. Ведь даже в традиционных центрах развития народных ремесел, таких, скажем, как Опошня, практически утрачена производственная база. Ушли в небытие не только заводы «Керамик», «Художественный керамик», но и художественно-производственное объединение «Полтавчанка».

Давний казацкий городок Опошня, что на Полтавщине, известет миру как столица гончарства. И с давних пор здесь жил ремесленный люд, занимавшийся не только гончарством. Очень популярными были здесь вышивка, ткачество и ковроделие. Поэтому не случайно в Опошне возникли артели гончаров и вышивальщиц, которые со временем превратились в довольно солидные предприятия. Свыше сорока лет талантливый художник, заслуженный мастер народного творчества Украины Григорий Петрович Гринь (на снимке) проработал сначала в артеле, потом на фабрике, а со временем в художественно-производственном объединении «Полтавчанка».

Наша фабрика была одной из самых лучших в Украине. На производстве тогда работало более тысячи человек, среди них шестьсот вышивальщиц. Сегодня же можно увидеть лишь двухэтажную руину без окон и дверей... Вспоминаю далекий 1943 год, когда отдельные мастера, вышивальщицы, ткачи, ковроделы несли на производство, что могли: ткацкий или ковродельческий станок, утюг, нить, иглу, чтобы артель работала. А что теперь мы видим? Простят ли нам все это потомки? — говорит мастер.

Наверное, у каждой наций есть свои Периклы и геростраты. Одни строят, создают красоту своими руками не для собственной пользы, другие — разрушают ту красоту, а с ней и целый мир. Ради собственной выгоды. Не знаю, как иначе можно назвать руководство «Укрхудожпрома», которое было способно дважды продать здание художественно-производственного объединения «Полтавчанка» тогда, когда оно начало уже разрушаться.

Мне часто приходится общаться с опошнянскими мастерами, среди них есть те, кто удостоен высочайших званий и наград. Это на удивление простые, искренние, добрые, скромные люди — настоящие таланты, самородки. К ним относится и Григорий Петрович Гринь. Родился и вырос он на Полтавщине в небольшом селе Бухаловка Опошнянского (ныне Зеньковского) района. На производство пошел сразу после окончания Решетиловского училища. Работал ковроделом, потом освоил ткачество и вышивку. Сначала не просто все давалось, но помогли наставницы.

— Помню, была мастерица Бордун Вера Алексеевна. Именно она и обучила меня вышивке. По ее совету я не начал вышивать по чужим эскизам, пока не изучил разнообразные народные техники и орнаменты. Только Бог знает, сколько образцов я перебрал и где их находил, — рассказывает Григорий Петрович. — Спасибо пожилым женщинам, которые сберегли свое богатство — старые рушники, рубашки, салфетки в сундуках. И лишь когда скопил большую коллекцию, появились первые собственные эскизы.

Ныне работы мастера хранятся в Национальном музее Тараса Шевченко, Музее народной архитектуры и быта Украины, Каневском музее украинского народного искусства и других. Григорий Гринь в свое время был награжден Почетной грамотой Президиума Верховной Рады СССР, он — участник многих выставок народного хозяйства СССР, за что удостоен бронзовой медали, и ВДНХ Украины, а также трех международных, нескольких всеукраинских и республиканских выставок. На мой вопрос о том, вышивает ли он ныне, создает ли новые эскизы, Григорий Петрович ответил: «Имея большой творческий опыт, стараюсь продолжать и восстанавливать традиции, популяризировать украинскую народную вышивку. Создаю рисунки для мужских и детских рубашек «чумачек» и «украинок», женских и детских блуз, орнаментальных и сюжетных «обрядовых» рушников, скатертей и салфеток. Создал около пятисот работ». Художник мечтает издать альбом-каталог, который может стать учебным пособием для всех, кто желает приобщиться к давнему искусству вышивки.

Просматривая фотокопии его работ, я поняла, что держу в руках бесценное сокровище. И альбом-каталог в самом деле очень нужен. И не столько для самоутверждения мастера, как для того, чтобы традиции вышивки продолжали существовать, чтобы кто-то юный и красивый душой открыл первую страницу того каталога и сказал: «Я хочу это повторить, создать свой эскиз, свою вышивку, я хочу быть мастером!» На мой вопрос, кто ему помогает или поддерживает, мастер ответил: «Прежде всего моя семья. Вместе с женой Тамарой Кирилловной мы воспитали дочку и сына. Дети и внуки — наша гордость. Помогает и поддерживает директор Института керамологии отделения Института НАН Украины доктор исторических наук Олесь Пошивайло. Часто общаюсь с другими мастерами, искусствоведами».

Мастер большую часть своей жизни отдал любимому делу. Его судьба, как и многих опошнян, неразрывно связана с производственно-художественным объединением «Полтавчанка». Я спросила художника, возможно ли в Украине возрождение народных художественных промыслов. На что Григорий Петрович ответил: «Хочется надеяться на здравый смысл руководителей государства, которые не просто время от времени будут одевать вышитые сорочки, а вскоре все же откроют небольшие государственные предприятия, и мы сможем возродить великую славу народных художественных промыслов Украины».

Просмотров: 3747 | Добавил: admin_dom | Рейтинг: 4.0/4 |
Всего комментариев: 5
5 vextuspivapep  
это вы к чему?

4 Владимир  
Пытаюсь возродить ручное ковроделие на Украине! Кто занимался ручным ковроделием - отзовитесь! vladeimirami@rambler.ru

3 Afanasik  
Бывают в жизни огорченья dry
Но это не тот случай wink

2 Hex101001  
%)

1 Sizova Elena  
Московская палата ремесел имеет честь пригласить Вас принять участие в Четвертом Московском международном фестивале ремесел, который будет проходить с 04 по 07 сентября на территории ВВЦ, в дни празднования Дня города Москвы. Фестиваль проходит под патронажем Правительства Москвы.
В рамках Фестиваля будет проходить выставка-ярмарка сувенирной продукции, изделий НХП, ювелирных и ремесленных изделий.
Оргкомитет Фестиваля будет рад видеть Вас в качестве участников или гостей Фестиваля.


С уважением,
Сизова Е.И.
зам. ген. дир.
т. (495) 681-9819


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь новостей
«  Апрель 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Поиск

Друзья портала
Рунный посох: официальный сайт фестиваля славянских искусств
Rambler's Top100

Directrix.ru - рейтинг, каталог сайтов

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright velgo © 2018